Павел (kraeham) wrote,
Павел
kraeham

Categories:

Фасадная плитка Самары. Палитра

Авторы, которые работают по зданиям с фасадной плиткой:

golemakraeham и http://samaralife.wordpress.com/
Автор фото: http://samaralife.wordpress.com/

Резные фасады, узорные зданья
На алом пожаре закатного стана
Печальны и строги, как фрески Орканья, —
Горят перламутром в отливах тумана...

М. Волошин


 

Палитра самарской плитки


Фасадная плитка в Самаре представлена двумя основными видами: «майоликовые» изразцы и «кабанчик». Часто эти виды плиток сочетались. Пропорция подобного сочетания диктовалась целевым назначением здания.

В купеческих особняках (например, особняк Курлиной) на фоне голубоватого «кабанчика» вносят живую вибрацию цветонесущей поверхности большие вставки из монохромной изумрудной майолики, отдающей на солнце еще и каким-то перламутровым мерцанием. Однако здесь плитка, по словам инженера-реставратора Л. А. Одинцовой, даже и не плитка, а почему-то печной изразец полый внутри. В дешевых доходных и жилых домах преобладает «кабанчик», а монохромная майолика отражена лишь в виде прямоугольных «тяг».



Фрунзе, 159. Особняк Курлиной. Вставка из печного изразца.

Майолика (от итал. Maiolica — Мальорка) — разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной или переливающейся глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда, и даже монументальные скульптурные изображения. Для изготовления майолики применяют яркоокрашенные цветные глазури (поливы). Цвет достигается введением в бесцветную глазурь оксидов металлов: окись кобальта даёт цвет от голубого до темно-синего; окись хрома — зелёный; олово — розовый и красный; окись меди используют для получения изумрудно-зелёной и сине-зеленой глазури.

«Кабанчик» — это глазурованная керамическая облицовочная плитка для наружных работ под «кирпич при кладке плашмя» (прямоугольная). До сих пор размеры плитки (120х65х8) отражены в ГОСТ 13996-93 «Плитки керамические фасадные и ковры из них»
(см.: http://www.know-house.ru/gost/gost_g16.html). 
Плитка «кабанчик» была широко распространена в период господства модерна. Стены, отделанные подобной плиткой, характерны для позднего «рационального» модерна — экономичного стиля отделки недорогих доходных и жилых домов. По утверждению краеведов Панова и Храмкова, в конце XIX - начале XX в.в. функциональная целесообразность выдвигалась во многих сооружениях на первый план. Плитка «кабанчик» стала популярна, так как была прочна, тверда, негорюча, огнеупорна, гигиенична, легка в уборке и ремонте. Но самое главное, «кабанчик» был недорогой по цене (3 руб. за кв.м. в 1903 году). Именно в доходных домах, подобная плитка (в основном, белый «кабанчик») комбинировалась с горизонтальными «тягами» «псевдоналичниками» и узорами, выполненными как цветным «кабанчиком» (зелёной, синей или коричневой) плиткой того же размера (Молодогвардейская, 126, Красноармейская, 26, Садовая, 291 и др.), так с и монохромными «майоликовыми тягами» и вставками-коврами (Молодогвардейская, 67, 94 и др.).

Молодогвардейская, 126. Доходный дом Портнова. Белый «кабанчик» и тяги из зеленого «кабанчика».

 

Чапаевская, 80. Небесные «майоликовые тяги» на фоне цветного «кабанчика».


Молодогвардейская, 67. Дом Павла Васильевича Щетинкина.
Вставки из монохромной «майолики» на фоне «кабанчика».

В Самаре, по данным Адрес-календарей и памятных книжек Самарской губерниии, представлены майолика, а также белый и цветной «кабанчик» преимущественно немецкого или российского производства (ярославского завода и московского завода Гребенщикова). 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments