Павел (kraeham) wrote,
Павел
kraeham

Categories:
  • Music:

Искривление времени. Вопросы пространственно-временных надломов

Архитектура — один из последних способов мысли, основанный на инертности.
Архитекторы должны прекратить думать о коробках, собраться
и начать мыслить в терминах более гибких криволинейных форм.

Грег Линн



Самара. Улица Самарская, 263.

Самарские контрасты продолжают удивлять. Можно сделать сотни фотографий псевдопостмодернистских и хай-тек коробок на фоне ветхих деревянных шедевров. Думаю, что сегодня многие в этом убедились, посетив выставку «Старые Самарские дворики и усадьбы» в музее А. Толстого. Почему-то я не удивлюсь, если фоном для самарского деревянного зодчества станет через пару десятилетий какая-нибудь дигитальная криволинейная архитектура биоморфного характера с четырехмерными свойствами определения в пространстве. Но четвертого измерения в Самаре и так предостаточно, хоть и не в отдельных зданиях, но в архитектурных формах ансамблей абсолютно точно.  




Самара. Улица Ярмарочная.


Такие контрасты многих «напрягают». Возникает ощущение тревоги. Резкие временные перепады в формировании градостроительных объектов (ансамблей улиц, площадей и пр.) действуют на человека точно также как резкая смена временных поясов. Вот как советский самарский архитектор Н. В. Подовинников пишет об архитектурных формах градостроительных объектов в своей потрясающей книге «Язык архитектуры»:

«Зритель видит архитектурную градостроительную форму, имеющую волнистый характер плоскости. Если ему нужно определить чувственное воздействие подобной формы с такими свойствами, он, обычно, не обращается к ассоциативным образам, а прямо говорит – плоскости такой архитектурной формы вызывают чувство покоя и некоторой лиричности, причем это делает, не обращаясь к ассоциативным образам, которые могли бы возникнуть на основе многократного восприятия легкого колебания воды в бассейне, травы в поле под воздействием ветра, а сразу говорит – покой, лиризм. То есть характер свойств таких форм и чувства, вызываемые ими, всегда будут отличатся от свойств и чувственного восприятия отдельных объектов... »

Далее Подовинников приводит пример: «Рассмотрим исторически сложившийся ансамбль Невского проспекта в Санкт-Петербурге. В основе всех свойств, принадлежащих практически всем элементам этого замечательного проспекта, лежит создание общего эмоционального состояния человека. Это чувство того, что этот проспект является выражением общественной идеи величия нашего государства как морской державы, и этой задаче подчинены все элементы составляющие этот замечательный ансамбль. Особо это чувство, проявляется расположением на равномерно удаленных друг от друга площадях, выходящих на эту магистраль, значительных общественных сооружений с еще более укрупненным архитектурным масштабом. Величественность этого проспекта подчеркивается «подчиненностью» всех зданий (выходящих на эту магистраль), имеющих практически одни отметки по высоте, и четкое ритмометрическое построение всех деталей фасада. Все чувства, возникающие от свойств эмоционального воздействия пространства и зданий, выходящих на эту магистраль, как и все ранее описанные примеры, рождаются в результате многоплановых, многостепенных, порой довольно сложных в образовании, ассоциативных образов, до которых порой даже трудно докопаться».

Исходя из утверждений Подовинникова, мы можем дать точное чувственное определение любому градостроительному объекту. Возьмем далеко неоригинальный самарский ансамбль – площадь Куйбышева. Памятник Куйбышеву и здание театра оперы и балета, как два великих памятника сталинского ампира довлеют над четкой геометрией самой большой в Восточной Европе площади. Чувственное воздействие данной градостроительной формы было до недавнего времени предельно четким и ясным – «мощь советского народа и нашего государства». И вдруг, в этой «патриотической песне» мы ощущаем слишком фальшивые ноты – это, конечно, Европейский квартал. Недаром это здание, примыкающее к площади Куйбышева, называют разноцветными «вставными зубами». Чувственное воздействие здесь – «обида». Это «плевок» в память о великом государстве. Таких примеров в Самаре можно найти сотни.



Самара. Площадь Куйбышева с Европейским кварталом
Последнее фото взято: http://retro.samnet.ru/sovarch/sovarch.htm



Tags: Грег Линн, Подовинников, Самара, улица Самарская, улица Ярмарочная
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments