Павел (kraeham) wrote,
Павел
kraeham

Categories:
  • Music:

Самара (Куйбышев). Работы архитектора И. Г. Салоникиди

К 60-летию дома ПриВО



Жилой дом ПриВО, 1946-1949 г. г. Арх. И. Г. Салоникиди.
Памятник архитектуры регионального значения (Р.ОИ от 06.05.87 г. № 165)


Иван Георгиевич Салоникиди является одним из наиболее ярких куйбышевских архитекторов второй половины 40 – начала 50 – х г. г. XX века. Долгое время работал инженером и архитектором института «Востокнефтепроект». По проектам Салоникиди в Куйбышеве были построены: стадион «Динамо» с восточной трибуной (1946 – 1948 г. г., ул. Л. Толстого, 97а), жилой дом ПриВО (1946 – 1949 г. г., ул. Красноармейская, 62); жилые дома (1950 – 1956 г. г.): ул. Ленинская, 117; Чапаевская, 200, Маяковского, 20; достроено здание института «Гипровостокнефть» («Востокнефтепроект»); создана серия великолепных ваз для Дворца имени Куйбышева.

Самарские архитекторы Стадников и Федоров в книге «81 архитектурный шедевр 1917 – 2006. Самара» дают достаточно занимательное описание этого здания. Приведем его дословно: «Жилое здание ПриВО является выразительным примером послевоенной сталинской классики. Изобретенное И. Г. Салоникиди П-образное 200-квартирное здание флангирует Красноармейскую площадь. Ансамбль площади мыслится авторами своеобразными пропилеями для приезжих с вокзала по улице Красноармейской в центр. Угол по улице Красноармейской и Арцыбушевской, обращенный к вокзалу обозначен 6-этажной башней со шпилем, тогда как менее значимый угол со стороны улицы Бр. Коростелевых – без шпиля. Фасады, имеющие массивное основание, облегчены в верхних ярусах. Главный из них превращается вверху в ажурную галерею – колоннаду. Фасадная плоскость расчленена гигантской спаренной аркой, чьи пропорции дублированы витринами первого этажа».

И далее просто замечательно пишут авторы: «Внутреннее убранство арки – это гимн звёздам, желудям и шишкам, которые разнообразно наслаиваются на классическую основу: кессоны, русты, внутриарочные триумфальные колонны. Изобретенные же автором капители подтверждают, что заезжая постмодернистская ирония – ничто по сравнению с крепким мужским юмором архитектора сталинской эпохи».

См.: 81 архитектурный шедевр 1917 – 2006. Самара. Путеводитель по современной архитектуре /Samara. Guide to Modern. / Под ред. В. Стадникова, О. Федорова. – М.: Жираф, 2006. – С. 160.































И. Г. Салоникиди (справа) за сборкой орнамента вазы

Литературы по истории самарской советской архитектуры практически нет. Думал, что не смогу найти портрета Салоникиди. И вот чудо – наткнулся на уникальную заметку с фотоснимком в «Волжской коммуне» от 5 ноября 1947 года, где И. Г. Салоникиди и его коллега А. А. Новопашин работают над юбилейной вазой из серии «Дружба народов Советского Союза» для Дворца культуры им. Куйбышева.

По словам архитектора В. Г. Каркарьяна вазы исчезли из Дворца или при ремонте, начатом в 2008 году, или даже раньше.




Здание института «Гипровостокнефть» («Востокнефтепроект»)









Эти колонны некоторые наши местные архитекторы называют «бочки-ящики»



25 августа 1948 года газета «Волжская коммуна» в номере 169 (9637) разместила следующую заметку: «Построен стадион «Динамо». Это лучшее и красивейшее сооружение города. Большое внимание здесь уделено бытовым помещениям для спортсменов. Стадион построен по проекту архитектора Салоникиди. Государственная приемная комиссия дала отличную оценку архитектурно-строительным работам».



Ворота стадиона «Динамо». Памятник архитектуры регионального значения (Р.ОИ от 06.05.87 г. № 165)



Жилой дом на ул. Ленинской, 117. Арх. И. Г. Салоникиди



Жилой дом на улице Чапаевской, 200. Арх. Салоникиди

Tags: Куйбышев, архитекторы, просто так, сталинский ампир
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments