Павел (kraeham) wrote,
Павел
kraeham

Categories:
  • Music:

Камин и печи особняка Те-Клодта

Любезный мой камин, товарищ дорогой,
Как счастлив, весел я, сидя перед тобой!
Я мира суету и гордость забываю,
Когда, мой милый друг, с тобою рассуждаю...

Василий Пушкин, 1793 год

 

Фрагмент рижского камина в особняке Ивана Андреевича Те-Клодта в Самаре


В Самаре камины и печи служили не только банальной утилитарной цели отопления помещений. Дорогие камины с изразцами и печи с богатой плиткой, керамическими вставками подчеркивали высокий социальный статус хозяина дома, создавали неповторимую атмосферу тихого уютного жилища, являлись важными и даже сакраментальными предметами купеческого интерьера.


Вместе с тем, стоит отметить, что создателей каминов, производителей керамических изразцов, а также именитых печников в Самаре было крайне мало. В газете «Волжское слово» за 1907 - 1911 годы мы можем найти множество рекламных объявлений самарских печных дел мастеров. Приведем, например, объявление 1911 года: «Кладу печи, задаток не нужен, обращаться к крестьянину Колпакову в доме Кириллова на Садовой улице». Естественно, что такие мастера были всего лишь обычными крестьянами, пришедшими на заработки в город. Но в Самаре работало и несколько серьезных специалистов.

Большим уважением на рубеже XIX - XX веков пользовались «мастер печных дел и укладчик каминов» инженер Михаил Иванович Назаров, а также мастера строительной артели купца Александра Андреевича Никифорова.

Изразцами, в том числе печными, в Самаре занимался известный мастер Эрнест Карлович Баар, который с 1898 по 1918 годы владел большим гончарно-изразцовым заводом в Колесниковом овраге (район современного поселка имени Шмита). Здесь же в овраге добывалась лепная глина для скульптурных работ серовато-зеленоватого цвета. С приходом Советской власти завод был национализирован. Сам Баар подвергся нападению грабителей, был разорен и умер. Позже завод был расхищен. Печная и каминная керамика Баара видимо не сохранилась. По крайней мере, сейчас, согласно некоторым данным, известна единственная работа Баара в оформлении фасада одного из зданий старой Самары.

Обычно конструкции каминов и печей вместе с необходимыми материалами и бригадой мастеров заказывались по фирменным каталогам. Каталоги и рекламные проспекты организаций, занимавшихся созданием каминов и кладкой печей, предоставляли потенциальным покупателям известные самарские технические конторы фирм Льва-Ротгарда Карла Бенке в доме Константинова, Льва Львовича Зелихмана в доме Паньшина, Григория Гавриловича Карлова в доме Юрина, компании «Сименс и Гальске», «Трескин и Марголин» - все на Дворянской улице и артель Ивана Николаевича Александрова на Самарской в собственном доме. Печные приборы (металлические дверцы, полудверцы, вьюшки, дымовые задвижки, поворотные заслонки, чугунные плиты, колосниковые решетки) предлагали самарское отделение «Торгового дома «Кудряшев и Чесноков», фабрично-заводской склад Мальцовских заводов и другие солидные организации.

Купеческий город рос. В Самаре в конце XIX - начале XX веков работали выдающиеся архитекторы того времени - Щербачев, Шехтель, Шретер, Зеленко, Засухин, Вернер, де Рошефор, Черноморченко, Хилинский, Шаманский, Клейнерман и многие другие.
В своем выборе каминных конструкций и печного отопления самарские архитекторы пользовались не только личными связями, полагаясь на собственные предпочтения, а любезно предлагали заказчикам ознакомиться с рекламно-информационными каталогами. Например,  хорошие, почти дружеские, деловые отношения сложились у самарского архитектора Александра Александровича Щербачева с купцом, инженером, руководителем «Технической и водопроводной конторы братьев Клодт» Иваном Андреевичем Те-Клодтом.

  

Особняк Те-Клодта в Самаре на улице Дворянской (ул. Куйбышева, 139)

В 1897 году землю по улице Дворянской (ул. Куйбышева), недалеко от угла с улицей Алексеевской (ул. Красноармейская) выкупил у семейства Федоровых инженер И. А. Те-Клодт. В этом же году Те-Клодт подал в строительное отделение городской управы прошение о строительстве дома. Уже в 1898 году был построен одноэтажный кирпичный дом с мансардой по проекту А. А. Щербачева. Стиль особняка Те-Клодта определяют как немецкий неоренессанс или историзм (эклектика романтического направления). Фасад был двухцветный с использованием красного кирпича в белом обрамлении и крышей красно-белого ромбовидного рисунка. Внутри дома было 6 комнат (кабинет, гостиная, курительная, столовая, две спальни), длинный коридор, кухня и людская. В мансардной надстройке было еще 3 комнаты и круглое башенное помещение с пятью окнами.

Помимо четырех печей с разными неповторяющимися керамическими вставками (это либо изображения растительного орнамента, либо голубей, либо русалок), в столовой (или как ее называют музейные работники - каминный зал) сохранился великолепный камин со стилизацией под XVI век, с темно-зеленой глазурованной фигурной плиткой и панно со сценой из домашней жизни средневековой семьи. Известно, что архитектор Щербачев предлагал Те-Клодту камины финских заводов «Або», но хозяин нового дома почему-то выбрал камин рижских мастеров. Сейчас, помимо самарского, единственный подобный камин сохранился только в имении Лошицы под городом Минском. 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Радуют бесконечные детские экскурсии

Печи особняка:

 

 

 

 

 

 

 

 

Камин и печи дома пережили своего хозяина. После смерти Ивана Андреевича в 1904 году у камина горевала его жена, после революции здесь отдыхал знаменитый будущий командарм Дыбенко, в 1941 - 1943 годах камин служил послам Афганского консульства. Великолепный рижский камин Те-Клодта мог быть и разрушен во времена работы здесь детского сада и 1-й детской художественной школы, но благодаря педагогам, музейным работникам и специалистам-архитекторам, был заботливо окружен деревянной перегородкой и временно законсервирован.

После работ по реконструкции здания в первой половине 1990-х годов, проведенных фирмой «Самторес» и финляндской компанией «Кескус-Сато» под общим руководством самарского архитектора Дмитрия Евгеньевича Носова (наиболее известная самарская работа Носова - проект ВЦ «Экспо-Волга»), камин снова открыт для обозрения и не перестает радовать посетителей этого волшебного особняка.

Благодарим за помощь в подготовке фотоматериала заместителя директора по АХЧ
МУК г.о. Самара «Музей «Детская картинная галерея» Владимира Александровича Учаева.

P.S. Завтра читайте и смотрите отчет из особняка Вакано (Дом директора), расположенного на территории Жигулевского пивоваренного завода.

Tags: Клодт, история Самары, камины, печи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments