?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Самарская земская ветеринарная служба Previous Previous Next Next
Портфели
kraeham
kraeham
Храм Всех Святых в Самаре (1865 - 2010 годы)


Церковь Всех Святых в предрассветном тумане.
Ул. Тухачевского. Октябрь, 2010 года

1. Кладбищенская церковь

В 1860 году городское кладбище было перенесено от Покровской церкви на самую окраину города в район современного предприятия ОАО «Волгакабель» у нынешнего железнодорожного вокзала. Организация нового кладбища потребовала строительства кладбищенской церкви. В 1864 году на строительство нового храма деньги пожертвовал самарский купец первой гильдии Емельян Николаевич Шихобалов. Михей Шихобалов пожертвовал на строительство стройматериалы – кирпич, бутовый камень, брусья.

В начале 1865 года
проект был утвержден в Санкт-Петербурге и в том же году выстроена церковь на Алексеевской (Красноармейской) улице, освященная как церковь Всея Святых. Говорят, что в основу проекта этой церкви был положен один из проектов самого К. А. Тона.
П. В. Алабин писал: «На новом самарском кладбище сооружена небольшая, но очень изящная, одноглавая, каменная, овальной формы церковь с колокольней».

Причт церкви до 1867 года состоял из священника и дьячка и был приписан к Спасо-Вознесенскому собору, позже церковь стала самостоятельной, где служили священник и два причетника, но предназначение храма оставалось до 1931 года одним и тем же – «для посетителей городского кладбища». Церковь и причт, по сведениям П. В. Алабина, содержались за счет добровольных подаяний, продажи свеч, кошелькового и могильного сборов.

В 1878 году у церкви на средства жертвователя и церковного старосты Ф. Г. Первовского за 3 000 рублей были построены здание конторы кладбища и помещение для прихожан.

Церковь имела необычную для Самары центричную планировку «под колокол».

Н. В. Мельникова отмечала: «На массивном восьмерике возвышался восьмериковый объем барабана с шатром и главой, которую поддерживали два пилона. Храм был двусветным». В таком виде церковь простояла до 1881 года, когда под руководством губернского архитектора Федорова началась её реконструкция и капитальная перестройка «из-за малой ея вместимости».



Храм Всех Святых до 1881 года. Реставрация фото: Белоглазов Г. А.

К церкви пристроили два придела с двумя шатровыми колокольнями на деньги А. Н. Шихобалова (12 000 рублей) и Ф. Г. Первовского (1 500 рублей). На центральной колокольне был установлен новый колокол в память Михея Шихобалова весом 517 пудов. 19 октября 1886 года первый правый придел освятили во имя Воздвижения Креста Господня и установили в нем сосновый трехъярусный иконостас в 72 иконы. В приделе находилась Табынская икона Божьей Матери, принадлежавшая кисти крестьянина Григория Журавлева, работавшего крючником у амбаров на реке Самарке.

Спустя восемь лет в 1894 году освятили и левый придел во имя пророков Божьих Илии и Михея и второго Славного Пришествия Иисуса Христа.

 

Храм Всех Святых после 1881 года с приделами

Еще в 1887 году П. В. Алабин писал: «Храм всея Святых содержится с надлежащим благолепием…».
В 1903 году по проекту Ф. П. Засухина была проведена реконструкция и были созданы уникальные фрески мастера И. В. Белоусова. Большинство икон были выполнены самарским иконописцем Месяцевым, из которых особенно выделяли икону Распятия Господа Иисуса Христа. Средства на обновление храма пожертвовали А. Н. Шихобалов и его зятья С. Г. Дьяков и В. М. Сурошников.

В 1931 году на заседании ячейки самарского общества воинствующих безбожников храму вынесли приговор. В том же году церковь была взорвана.

2. Храм в железнодорожных вагонах

В начале 2000 года по инициативе главы Администрации Железнодорожного района Дмитрия Петровича Фабина в память об утраченной церкви было задумано строительство нового кладбищенского храма Всех Святых в районе современного городского кладбища между улицами Тухачевского и Лунной у трамвайного кольца. Вскоре храм был признан не только как кладбищенский, но и как приходской храм Железнодорожного района города Самары.

В мае 2000 года Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий благословил организаторов создания нового храма на сбор пожертвований. Главным организатором строительства был назначен будущий настоятель храма отец Евгений (Е. А. Жувагин).

Проект храма был заказан в архитектурной мастерской действительного члена-академика Академии архитектурного наследия, лауреата международных и всероссийских конкурсов Юрия Ивановича Харитонова, известного по проектированию различных культовых сооружений в Самаре (Храмы Георгия Победоносца на пл. Славы, Серафима Саровского на Лесной, Успения Божьей Матери в п. Дружба, Похвалы Пресвятой Богородицы на ул. Металлургов, Св. Троицы на Воронежских озерах и многие другие). С 2003 по 2006 годы Ю. И. Харитонов – главный архитектор города.
Архитектор Харитонов известен и за рубежом.
Его храмы в честь российских святых стоят в Черногории и Сербии.
По проекту Ю. И. Харитонова ведется строительство монастыря в с. Винновка.
Среди других его многочисленных работ можно выделить:
плавцентр Олимпийского резерва (бассейн СКА), 1983 год; реставрация особняка Вакано на улице Рабочей (Шостаковича, 3) в 1997 году; реконструкция ДК «Звезда» в 1999 году; проектирование комплекса современного железнодорожного вокзала, гостиницы «Ренессанс» на второй просеке.



В мастерской архитектора Ю. И. Харитонова сегодня

Храм возведен в византийской традиции. По объемно-планировочному решению в проекте  совмещены характеристики двух типов храма: базиликального и крестово-купольного. Базилика трехнефная (высокий центральный неф и два боковых пониженных). Интересно, что поднявшись на колокольню можно перейти в тело барабана большого купола по остекленному порталу. В свою очередь в большом куполе находится круглая открытая галерея, с которой открывается волшебный вид на всё помещение церкви сверху. 



Из проекта Храма Всех Святых любезно предоставленного творческой мастерской архитектора Ю. И. Харитонова

В начале 2001 года был создан попечительский совет нового храма, который возглавил известный всем нам журналист Владислав Князев. В. В. Князев уже имел к тому времени опыт работы в попечительских советах. Именно он руководил восстановлением часовни Алексия Чудотворца – небесного покровителя Самары у Речного вокзала.
В попечительский совет вошли директора частных и муниципальных предприятий. Всего – 24 человека. В финансировании будущего строительства большую помощь оказал тогдашний заместитель председателя городской Думы Николай Скобеев. Средства на постройку храма поступали также от организации паломничеств на известный святой источник в село Ташла.

Организованные паломничества в село Ташла к чудотворному источнику и иконе Божьей Матери «Избавительница от бед» совершаются и сегодня - каждую субботу в 9.00 с посещением на обратном пути святого источника в селе Царевщина.
Также каждое воскресенье в 10.30 - поездки в Свято-Воскресенский мужской монастырь с курсом «лечения копием».

Стоимость поездок 350 рублей на «Газели».
Билеты продаются в церковной лавке «Православная книга» при храме .
Тел. 247-70-40, 247-71-50 


На время сбора пожертвований храм был открыт в двух старых железнодорожных вагонах. Были убраны перегородки плацкарта, начался сбор икон, создан алтарь и иконостас. На крыше одного из двух вагонов установили крест.

В 2001 году церковь в железнодорожных вагонах была сожжена со всеми собранными иконами. Версия поджога была доподлинно подтверждена экспертами из-за огромного содержания эфира в окружающей среде, который способствовал распространению огня, но уголовное дело так и не возбудили, сославшись на «недостаточность улик».

3. Новый приходской храм

Несмотря на трудности при строительстве храма, в 2003 году была закончена закладка фундамента церкви Всех Святых. Возведение всей конструкции храма было завершено только к 2007 году. 14 октября 2007 года в праздник Покрова Богородицы были установлены 9-тонный купол, 3-тонный купол на колокольне и позолоченные кресты. Во время установки куполов собралась большая толпа верующих. Несмотря на запреты монтажников приближаться менее чем на 30 метров к крестам, люди вплотную обступили эти кресты и целовали их…
Храм, колокола и кресты освятил Архиепископ Самарский и Сызранский владыка Сергий. 

Нижний храм в подвальном помещении начал свою работу в 2008 году. Ныне работает и верхний храм. Продолжается внешняя отделка церкви.

В нижнем храме сегодня расположена самая большая в городе церковная лавка (литература, иконы, утварь, крестики, медальоны и прочее).

При храме планируется открытие православных детского сада и колледжа. С 3 октября 2010 года в храме работает православная воскресная школа для детей с 6-ти лет. Продолжается и сбор пожертвований на алтарь, иконостасы, престол.

Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий отмечал, что храм не только кладбищенский, но и главный приходской храм Железнодорожного района, и «сюда, по обычаю, должны приходить люди, кто не имеет храма, посвященного их Ангелам и именам, данным им при святом их крещении…».



Храм Всех Святых, 2008 год


Храм Всех Святых, 8 и 19 января 2011 года:

































Источники и литература:

1. Адрес-календари и памятные книжки Самарской губернии за 1915-1916 годы.
2. Алабин П. В. Двадцатипятилетие Самары как губернского города. Самара, 1877.
3. Алабин П. В. Трехвековая годовщина города Самары. Самара, 1887.
4. Беседа с архитектором Ю. И. Харитоновым.
5. Беседа с настоятелем Храма Всех Святых отцом Евгением.
6. Ваничев Н. А. Свидетели минувшего. //Самарская Лука, 1998, № 1.
7. Зубов О. В., Мельникова Н. В., Радченко О. И., Бочков В. А., Подмарицын А. Г. Православные святыни Самарского края. Историко-церковная энциклопедия. Самара, 2002.
8. Интервью с Архиепископом Самарским и Сызранским Сергием. //Волжская коммуна, 2001, 18 декабря.
9. Князев В. Храм Всех Святых. //Факт, 2002, № 4.
10. Краснова И. Храму Всех Святых быть //Самарская газета, 2003, 22 июля.
11. Кудрявцева Е. Восстановим святыню всем миром! //Самарская газета, 2001, 21 ноября.
12. Мишина А. На Храме Всех Святых установили купола. //КП-Самара, 2007, 15 октября.
13. Самарские епархиальные ведомости за 1881 год.
14. Третье рождение Храма Всех Святых в Самаре //Самарская газета, 2002, 10 апреля.

Сайт творческой мастерской Ю. И. Харитонова:  http://www.hramproekt.ru/

Tags: , , , ,
Current Music: точно в тему - E Nomine - "Heilig (single version)"

20 comments or Leave a comment
Comments
ser_jah From: ser_jah Date: January 21st, 2011 09:57 pm (UTC) (Link)
Неужели его нельзя было чуть подальше от дороги поставить
kraeham From: kraeham Date: January 21st, 2011 10:07 pm (UTC) (Link)
Да, наверное, можно было возвести ближе к тихой улице Лунной.
Но проектировщики (а значит и заказчик - епархия) рассчитывали, прежде всего, на высокую посещаемость Храма за счет именно близости с ул. Тухачевской и даже с магистралью "Центральной" (пр. К. Маркса).
Так мне и сказали примерно.
kraeham From: kraeham Date: January 21st, 2011 10:10 pm (UTC) (Link)
А еще, возможно, это было сделано, дабы подчеркнуть, что храм не только кладбищенский, но храм приходской.
ser_jah From: ser_jah Date: January 21st, 2011 10:17 pm (UTC) (Link)
Просто люди выходят чуть ли не на проезжую часть и место для нормального тротурара не осталось перед храмом. Очень не продуманно, хотя бы на несколько метров подальше от дороги построили. У домов напротив та же проблема.
kraeham From: kraeham Date: January 21st, 2011 10:33 pm (UTC) (Link)
М-да. Наверное, соглашусь. Сам со святой водой шёл по узенькой-узенькой тропинке к себе на Дачную/Пензенскую, сталкиваясь с другими прихожанами.
Всё проклял в светлый праздник-то :)))

Но будем надеяться, что придумают чего-нибудь :)))
Там нужно, мне кажется, сделать хорошую парковку около храма (а то въезжают чуть ли не ко входу - машину поставить некуда и пройти из-за авто сложно), а при сносе старых Верхних Ям организовать широкий тротуар.
nekta_ja From: nekta_ja Date: January 22nd, 2011 12:39 pm (UTC) (Link)
вот только 2 дня назад рассказывала коллегам по работе об этой церкви...
за фото прошлого века - благодарю.

по поводу неправильно выбранного места - чрезвычайной близости к дороге - подтверждаю. ходить там невозможно. а если несколько машин поставят, то вообще полный затор будет. там и так всегда пробка - перекрёсток киевской и тухачей не самый благоприятный.

про твои "всё проклял" - на этом самам перекрустке люди постоянно сквернословят и плюются.

неправильное место!
kraeham From: kraeham Date: January 23rd, 2011 02:27 pm (UTC) (Link)
Я спрошу у автора проекта.
Но тут, мне кажется, видна рука заказчика в выборе места.
lana_kurolesova From: lana_kurolesova Date: January 22nd, 2011 05:52 am (UTC) (Link)
супер! давно в тех краях не была - какой красивый храм получается!

будешь нынче в читалке?
kraeham From: kraeham Date: January 22nd, 2011 07:39 am (UTC) (Link)
Храм великолепный!

У меня тут, Светлан, всякие домашние дела и куча черновиков, которые нужно перерабатывать.
В эти выходные совсем не могу.
Давай в субботу на следующей неделе в библ. встретимся.
Мне тебе еще копеечку нужно передать :)))
lana_kurolesova From: lana_kurolesova Date: January 22nd, 2011 04:11 pm (UTC) (Link)
давай
kraeham From: kraeham Date: January 23rd, 2011 02:25 pm (UTC) (Link)
OK
mistle_real From: mistle_real Date: January 22nd, 2011 09:36 am (UTC) (Link)
ул. Тухачевского всё-таки.
kraeham From: kraeham Date: January 22nd, 2011 09:40 am (UTC) (Link)
Да, Тухачевского. У трамвайного кольца. Между улиц Тухачевского и Лунной.
kraeham From: kraeham Date: January 22nd, 2011 09:49 am (UTC) (Link)
А, понял :)))
Спасибо. Сейчас поправлю.
elenakareva From: elenakareva Date: January 22nd, 2011 08:58 pm (UTC) (Link)
красота. фотка в тумане хороша.
kraeham From: kraeham Date: January 23rd, 2011 08:07 am (UTC) (Link)
:))
Мне тоже приглянулся этот кадр :))
From: luganskiy7 Date: August 29th, 2011 07:43 pm (UTC) (Link)
Уважаемые! Я с вами согласна! Но это проблема зауженности наших городских улиц возникла лет сорок назад!!! Но в отделе городской Архитектуры сидят старцы или такие крутые взяткобратели, что у Патриархии, видимо, не хватило средств, собираемых с прихожан, что бы получить более подходящее место для Святого места! Ведь статические токи от трамваев, постоянная вибрация от движения транспорта, опасность для прихожан при подходе к Храму, образование "пробок" на перекрёстке...это ещё не все неприятности для строений около дороги! Но старцы головой думать не хотят.. или думать нечем! Надо же сосредоточиться на непосредственной работе убедить заскорузлых чиновеиков, у которых в глазах кошельки, что бы перенести "красную линию", которая была утверждена в 1913 году, когда в Самаре было десяток извозчиков и одна фабрика. А дома напротив Храма? Это же трамвай ходит прямо по кровати!!! Если бы наши архитекторы проектировали здания, как для себя?! Тогда бы можно было жить в квартирах, а не проживать! Посещить Храмы, а не пробираться в них! Как в дореволюционной России относились с УВАЖЕНИЕМ к верующим и у каждого в душе было место для благого дела, а не только для зависти и мести! Господи, помоги нам перенести пустоголовость управляющих нами ....с позволения сказать людских особей! Благослови нас Господь!
kraeham From: kraeham Date: August 30th, 2011 04:09 am (UTC) (Link)
Тоже согласен :)))
Только в 1913 году в Самаре было около 250 фабрик и заводов, около 2000 извозчиков и около 90 автомобилей :)
А про красную линию - всё верно :))
From: luganskiy7 Date: August 30th, 2011 04:11 pm (UTC) (Link)
Ну то, что три извозчика - это , конечно же, утрировано сказано, но это же, в любом случае, в сотни раз меньше, чем сейчас!!!!! А что удивляемся, почему стреляют в судей, взрывают чиновников и прочее и прочее?!?!?! События в странах Африки, события 1917 года в нашей стране, события в Греции, видимо, ничему не учат наших чиновников, которые пробираются во власть, конечно же, не умом, а взятками, которые добыли разбоем! Но ведь терпение опять лопнуть может!! Страшно, ведь в этой стране живём мы и наши дети и внуки! Господи, вложи хоть куриные мозги вершителям наших судеб!
Томочка Асанидзе From: Томочка Асанидзе Date: February 8th, 2012 07:45 am (UTC) (Link)
Мне очень нужна информация по этому Храму. Я пишу диплом обо всем храмовом комплексе. Если у кого-то что-то есть. Пожалуйста, ответьте)
20 comments or Leave a comment